Московские кладбища, многие из которых были основаны в годы эпидемии чумы в XVII веке, изобилуют подлинными шедеврами погребальной архитектуры и искусства, установленными в местах захоронений царских семей, представителей древних аристократических родов, вельмож, богатых промышленников, купцов. Не все из них удалось сохранить, некоторые погосты были разрушены после Октябрьской революции и в годы активной пропаганды атеизма, однако идут работы по восстановлению.
В великокняжеской усыпальнице находится в общей сложности 56 захоронений под 45 надгробиями и 2 плитами. Здесь лежат великие московские князья Рюриковичи и Романовы, Дмитрий Донской, Владимир Храбрый, Василий Темный, Иван III, Иван IV Грозный и его младший брат Георгий, впавшие в немилость и умершие насильственной смертью удельные князья Владимир и Василий Старицкие, прямые потомки Ивана Калиты и близкие родственники Ивана IV, Василий Шуйский, знатные татарские вельможи, принявшие христианство. Особое место за алтарной перегородкой, в диаконнике, занимает гробница Ивана Грозного. Место было выбрано самим царем, который лично отдавал распоряжения по поводу его обустройства.
Останки московских и русских царей и правителей в белокаменных саркофагах покоятся под полом, в земле, а над ними установлены надгробия с белокаменными плитами, украшенными эпитафиями на старославянском языке и тонким растительным орнаментом. Стены собора расписаны иконами и фресками, изображающими Михаила Архангела, Святое воинство, царей и великих князей в образах святых. Интерьер собора неоднократно восстанавливался. Впервые реставрационные работы потребовались после польско-шведской интервенции в Смутное время 1605-1609 гг. В начале XIX века были проведены новые восстановительные работы, поскольку во время Отечественной войны 1812 года храм был осквернен французскими войсками. В алтаре была устроена походная кухня Наполеона и склад провианта.
Архангельский собор служил местом последнего пристанища царей и великих князей до начала XVIII века, когда Петр I перенес столицу в Санкт-Петербург и завещал похоронить себя в Петропавловском соборе. Храм на протяжении столетий оставался национальной святыней, куда приходили молиться все русские цари и императоры в годы войн и тяжелых испытаний.
Донское кладбище
Кладбище Донского монастыря, основанного в 1591 году в память об отходе войска крымского хана Казы Гирея от Москвы, на протяжении нескольких столетий имело статус самого престижного столичного некрополя. На его территории погребены именитые сановники, вельможи, представители знатных дворянских родов XVII-XX веков. В храме Михаила Архангела находится объединившая около 100 захоронений семейно-родовая усыпальница князей Голицыных – одного из древнейших княжеских родов, который ведет свое происхождение от великого князя литовского Гедимина (XIII-XIV вв.), Ивана III и Софьи Палеолог.
По-соседству находятся родовые захоронения князей Долгоруковых, Вяземских, Волконских, Трубецких, графов Толстых, Бобринских, Зубовых, дворян Нарышкиных, Протасовых, Глебово-Стрешневых. Здесь же находится семейное захоронение Пушкиных – дяди, бабушки, теток поэта. Сам Александр Сергеевич покоится в склепе на территории Свято-Успенского монастыря, расположенного рядом с селом Михайловское.
В Сретенской церкви на территории Донского некрополя находится усыпальница грузинских князей, потомков древнего царского рода Багратионов, мингрельских правителей Дадиани и других представителей грузинской знати.
Заслуживает упоминания семейный склеп семьи московского священника Александра Ураносова, который представляет собой небольшую часовню в смешанном московско-елизаветинском стиле барокко. Усыпальница, украшенная плоскими пилястрами, декоративными капителями с завитками и цветами, орнаментами в виде перекрученных жгутов, ромбовидной сеткой, закрывающей оконные и дверной проемы, увенчана восьмигранным куполом с массивным золотым крестом.
Среди величественных монументов, надгробий, часовен, ротонд, склепов, скульптур и саркофагов, выполненных в стилях московского барокко, классицизма, монументализма и украшенных барельефами и масонскими символами, есть работы знаменитых скульпторов, художников, архитекторов Ф. Г. Гордеева, И. П. Витали, В. И. Демут-Малиновского, И. П. Мартоса и других.
Даниловское кладбище
В 2010 году на Даниловском кладбище была закончена реставрация мемориального комплекса семьи Третьяковых, самым известным представителем которой был Павел Михайлович Третьяков – богатый московский купец, один из крупнейших русских меценатов, создатель знаменитой общедоступной картинной галереи, которая еще в советские годы обрела статус главного художественного музея современной России.
В конце XIX – начале XX века семейное захоронение Третьяковых, где покоились родители, младший брат Павла Михайловича Сергей, дети, жена Вера Николаевна, урожденная Мамонтова, многочисленные родственники, занимало обширный участок в центральной части Даниловского кладбища. Там, потеряв практически всех близких, в 1898 году нашел свое последнее пристанище и Павел Михайлович.
После 1917 года Третьяковское захоронение было заброшено и разрушено, в него вклинились могилы, не относящиеся к роду. Прах самого Павла Третьякова и его брата Сергея был перенесен на Новодевичье кладбище вместе с надгробием в виде массивного креста из черного гранита, выполненным по проекту Виктора Васнецова. Сотрудникам Благотворительного фонда им. П. М. Третьякова в результате длительной кропотливой работы удалось отыскать на разрозненных участках могилы представителей семьи и по архивным документам и фотографиям воссоздать семейный некрополь Третьяковых.
***
Заслуживает внимания семейная усыпальница Кноп, построенная в 1910 году после смерти предпринимателя Людвига Кнопа, создавшего в России ряд ткацких фабрик по производству ситца. Изначально склеп имел форму полуразрушенного храма с портиком в неоклассическом стиле, у входа в который была установлена бронзовая статуя Иисуса Христа работы итальянского скульптора Рафаэлло Романелли. К настоящему времени усыпальница подверглась значительным повреждениям, некоторые детали, включая статую Христа, исчезли. Планируется реставрация.
***
Невдалеке от входа со стороны Госпитального вала расположен склеп семьи Эрлангер – полукруглый портик в неоклассическом стиле с колоннами, золотыми ангелами на фронтоне под голубым куполом, построенный по проекту знаменитого русского архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Внутри находится мозаичное панно, изображающее Христа, созданное Владимиром Фроловым по рисунку Петрова-Водкина. Максим Максимович Эрлангер был русским композитором немецкого происхождения, который жил в Санкт-Петербурге и Москве, служил дирижером в Мариинском театре, затем в Малом, создал более 400 музыкальных произведений. Его сын, Антон, основал компанию по производству и монтажу мукомольного оборудования. Многие созданные им предприятия работают по сей день. В 90-х годах прошлого столетия склеп был отреставрирован на средства блаженной старицы Тамары Кронкоянс.
***
Напротив склепа Эрлангеров расположен семейный мемориал Фердинанда и Роберта Фульда. Фердинанд был владельцем торгового дома, а Роберт, его сын, в начале XX века вложил средства в создание первой в России футбольной команды. На ступеньках у входа в массивный каменный склеп находится прекрасное изваяние сидящей плакальщицы, закрывшей лицо руками.
***
Особого внимания заслуживает склеп аптекарей Феррейн, созданный по проекту Шехтеля. У каменного дверного проема расположена бронзовая статуя стройной девушки с букетом цветов в одной руке. Второй она протягивает розу к надгробию жены аптекаря.
***
Невольно притягивает взгляд изящное строение в стиле модерн из металла с ажурным декором и фигурными решетками. Этот склеп был построен для Николая Кельха, брата влиятельного предпринимателя и владельца золотоносных приисков Александра Кельха и супруга Варвары Базановой-Кельх, богатой наследницы. Изначально усыпальница, выполненная по проекту известного столичного архитектора Льва Кекушева, была покрыта позолотой и украшена витражами. Сегодня она представляет собой плачевное зрелище – металл проржавел и местами деформировался, витражи разбиты, внутри мусор.
***
Самая большая усыпальница в виде каменной полукруглой площадки, окруженной колоннадой, в центре которой установлена мозаичная репродукция картины швейцарского символиста Арнольда Бёклина «Остров мертвых», возвышается над захоронением Георга Леона и Александры Рожновой, владельцев магазина парижских мод «А-ла Тоалетъ». Мемориал, выполненный по проекту известного московского скульптора Г. Т. Замараева, недавно отреставрирован и сейчас находится в хорошем состоянии.
***
Место захоронения французских коммерсантов, супругов Леона и Софи Пло, украшено склепом из серого гранита с портиком и колоннами, поддерживающими двускатную крышу. У входа стоит изящная женская статуя.
***
Под черным часовенным столбом покоится Люсьен Оливье, знаменитый ресторатор, хозяин ресторана «Эрмитаж» в Москве, автор самого популярного в России новогоднего салата.