Кладбища Санкт-Петербурга привлекают обилием прекрасных памятников и надгробий, созданных по проектам выдающихся архитекторов, скульпторов и художников. Особенно красивые захоронения находятся в самых старых частях некрополей, ставших малопосещаемыми в силу естественных причин. Немало оригинальных памятников, которые представляют художественную ценность, можно увидеть на современных могилах.
***
Одно из самых красивых надгробий Северной столицы находится в южной части Смоленского кладбища невдалеке от собора. Оно представляет собой мраморный саркофаг на точеных ножках, установленный на невысокий постамент из красного гранита. Здесь погребена графиня Надежда Алексеевна Стенбок-Фермор, урожденная Яковлева – владелица рудников и металлургических заводов на Урале, представительница высших кругов Санкт-Петербурга. Саркофаг украшен расположенными по углам головками херувимов, эпитафиями с текстами заповедей, вьющимся плющом – символом бессмертия. Поверх надгробия видны резные пионы и розы, символизирующие быстротечность жизни. С восточной стороны установлен высеченный из серого мрамора восьмиконечный крест.
Рядом с надгробием графини расположены не менее прекрасные памятники, установленные на могилах ее матери, Марии Васильевны Яковлевой, и сына, Александра Александровича Стенбок-Фермор.
Мать графини погребена в миниатюрном склепе из мраморных блоков с колоннами и арочным сводом в античном стиле. Усеченная колонна в центре символизирует безвременную смерть. Изображения перевернутых факелов над колоннами символизируют бренность бытия. Сооружение, увенчанное скатной крышей и украшенное изнутри растительным орнаментом, высеченном на каменных поверхностях, установлено на 3 массивные плиты из красного гранита, закрывающие вход в камеру. Усыпальница окружена оградой из кованого металла.
Сын графини покоится под надгробием в виде грота из массивных гранитных блоков, над входом в который высечено изображение потира – символа вечной жизни. В гроте установлен саркофаг из белого полированного мрамора, на его крышке высечен восьмиугольный крест. Стены грота с внешней стороны украшены эпитафиями с текстами из Священного Писания.
Одно из красивейших мест Новодевичьего кладбища в Санкт-Петербурге – усыпальница Лючии Гильзе Фан-дер-Пальс, в девичестве Иогансен, жены нидерландского консула, благотворителя и мецената Генриха Фан-дер-Пальса и дочери профессора Санкт-Петербургской консерватории Юлия Иогансена. Склеп, возведенный в 1904 году по проекту архитектора Вильяма Иогансена, брата покойной, представляет собой массивное сооружение в египетском стиле со стенами из радомского песчаника, гранитным цоколем и мраморным полом. Внутри усыпальницы сохранились мраморные барельефы работы итальянского скульптора Пьетро Каноника.
***
Достойно внимания место захоронения на Новодевичьем кладбище Дмитрия Сергеевича Мордвинова – генерала от артиллерии, генерал-адъютанта Его Императорского Величества. На могиле установлено надгробие в виде мраморного саркофага, над которым возвышается бронзовая скульптура сидящего ангела работы французского художника и скульптора Шарля Берто. Фигура ангела – один из немногих дошедших до наших дней образцов типовой погребальной архитектуры конца XIX-начала XX веков.
***
На могиле профессора математики Владимира Павловича Максимовича установлено надгробие в виде каменной сферы с изображениями зодиакального круга и эпитафией, в качестве которой послужили строки из стихотворения Байрона «Эвтаназия» на языке оригинала. Надгробие окружено оградой из кованого железа.
***
В числе самых запоминающихся захоронений Новодевичьего – надгробие с бронзовой статуей Иисуса Христа, стоящего перед огромным крестом из гранита, на могиле Анны Акимовны Вершининой, внучки героя Отечественной войны 1812 года генерала Акима Карпова и супруги генерала Алексея Вершинина. Место захоронения безвестной генеральши обрело славу чудотворного и исцеляющего, куда стекаются толпы паломников. Надгробие со скульптурой Христа выполнено итальянским скульптором Пьетро Кюфферле.
***
Неизгладимое впечатление производит надгробие работы итальянского скульптора Аристодемо Костоли на могиле княгини Екатерины Аркадьевны Кочубей, дочери А. А. Столыпина, двоюродной тетки М. Ю. Лермонтова, супруги дипломата князя Н. А. Кочубея. На высоком постаменте установлен резной саркофаг из белого мрамора, украшенный барельефами с изображением ангелов, крестов и орнаментов. Над саркофагом возвышается статуя коленопреклоненного скорбящего ангела. Княгиня вместе с маленькой дочерью Верой погребены на Лазаревском кладбище.
***
Могила выдающегося композитора Петра Ильича Чайковского на Композиторской дорожке в Некрополе Мастеров Искусств в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре украшена великолепным памятником работы скульптора П. П. Каменского. Он представляет собой бюст композитора на высоком постаменте с крестом, рядом с которым расположены фигуры двух ангелов. Один стоит за спиной композитора, словно оберегая его, другой сидит перед ним и читает ноты. Вокруг надгробия установлена фигурная ограда из кованого железа.
***
В числе самых оригинальных современных памятников – надгробие на могиле Виктора Цоя, легендарного рок-музыканта, исполнителя и композитора, погибшего в 1990 году в автомобильной катастрофе. Оно представляет собой невысокую колонну, увенчанную полумесяцем с портретом музыканта, созданным по эскизу его жены, Марьяны Игоревны, которая покоится рядом с мужем. Здесь же нашла свой последний приют мать Виктора – Валентина Васильевна. Цой и его близкие похоронены на Богословском кладбище.